Исторические сведения

Объединенная методистская церковь возникла 23 апреля 1968 г., когда епископ Реубен Мюеллер (Reuben Mueller), представитель Евангелической церкви объединенного братства, и епископ Ллойд Викке (Lloyd Wicke), представитель Методистской церкви, пожали друг другу руки на учредительной Генеральной конференции в Далласе, штат Техас. Слова: "Господь Церкви, мы едины в Тебе, в Твоей церкви и теперь в Объединенной методистской церкви" означали возникновение новой деноминации через объединение двух церквей, каждая из которых имела свою историю и влияние в разных частях мира. Этот союз стал возможен благодаря теологическим традициям, опирающимся на протестантскую Реформацию и уэслианство, сходные церковные структуры и взаимоотношения, история которых насчитывала почти двести лет. Например, Филип Оттербейн (Philip Otterbein), основатель Объединенного братства во Христе, участвовал в рукоположении Френсиса Эсбери (Fransis Asbury) на суперинтендентство в американском методизме. Якоб Олбрайт (Jacob Albright), который своим религиозным опытом и руководством положил начало Евангелической ассоциации, возрастал в вере после своего обращения на встречах в методистском классе.

Корни (1736-1816 гг.)

Объединенная методистская церковь имеет общую историю и наследие с другими методистскими и уэслианскими организациями. В основе их общих корней лежит жизнь и служение Джона Уэсли (1703-1791 гг.) и его брата Чарльза (1707-1788 гг.). Джон и Чарльз Уэсли были англиканскими миссионерами в английской колонии Джорджии, куда они прибыли в марте 1736 г. Для них это была единственная возможность попасть в Америку. Их миссия была безуспешной, и оба они вернулись в Англию (Чарльз в декабре 1736 г., Джон в феврале 1738 г.) разочарованными и удрученными. Братья Уэсли пережили изменивший их религиозный опыт в мае 1738 г. В последующие годы они успешно возглавляли движение возрождения в англиканской церкви. По мере роста методистского движения оно стало распространяться на американские колонии, и некоторые методисты совершили утомительные и опасные путешествия за океан в Новый Свет. Методистская организация в Америке началась как движение прихожан. Первыми лидерами были: Роберт Стробридж (Robert Strawbridge), фермер-иммигрант, который около 1760 г. организовал работу в Мериленде и Вирджинии; Филип Эмбири (Philip Embury) и его родственница Барбара Хекк (Barbara Heck), которые начали работу в Нью-Йорке в 1766 г.; капитан Томас Вебб (Thomas Webb), деятельность которого положила начало методизму в Филадельфии в 1767 г. Для усиления методистской работы в колониях Джон Уэсли в 1769 г. отправил в Америку двух светских лидеров: Ричарда Бодмена (Richard Boardman) и Джозефа Пилмора (Joseph Pilmore). Через два года он послал Ричарда Райта (Richard Wright) и Френсиса Эсбери для руководства растущими американскими методистскими обществами. Последний стал самой важной личностью в раннем американском методизме. Его пламенная приверженность принципам уэслианской теологии, служения и организации исключительным образом повлияли на американский методизм. В дополнение к проповедникам, посланным Уэсли, некоторые американские методисты также последовали своему призванию стать светскими проповедниками. Первая конференция методистских проповедников в колониях состоялась в 1773 г. в Филадельфии. Десять ее делегатов предприняли некоторые важные шаги. Они признали лидерство Джона Уэсли и согласились с тем, что они как светские люди не могут совершать таинства. Их прихожане должны были совершать таинства крещения и причастия в поместной англиканской церкви. Они подчеркнули важность строгой дисциплины для обществ и проповедников. Была установлена система регулярных конференций проповедников, наподобие той, которую Уэсли установил в Англии для руководства методистским движением. Американская революция оказала на методизм огромное влияние. Консервативные убеждения Джона Уэсли и его анти-революционные сочинения не способствовали привлекательности методизма в глазах тех, кто поддерживал независимость. Более того, некоторые методистские проповедники, чтобы помочь патриотам, отказались носить оружие. После завоевания независимости от Англии, Уэсли признал необходимость изменений в американском методизме. Он послал в Америку Томаса Коука (Thomas Coke) для помощи Эсбери в суперинтендентстве. Коук взял с собой молитвенник, озаглавленный "Воскресная служба методистов в Северной Америке". В него вошли пересмотренные Джоном Уэсли тридцать девять статей веры англиканской церкви. Коука сопровождали два других проповедника: Ричард Уоткоут (Richard Whatcoat) и Томас Васей (Thomas Vasey), рукоположенные Уэсли. Это рукоположение создало прецедент, который постепенно позволил американским методистам стать независимой церковью. В декабре 1784 в Балтиморе в часовне Лавли Лэйн состоялась знаменитая конференция проповедников, которая определила будущее направление развития методистского движения в Америке. Там присутствовали большинство американских проповедников, включая, возможно, афро-американцев Харри Хосиера (Harry Hosier) и Ричарда Аллена (Richard Allen). На этом собрании движение стало Методистской епископальной церковью Америки. В годы, последовавшие за Рождественской конференцией, Методистская епископальная церковь опубликовала первый Устав (1785 г.), установила четырехлетний цикл проведения Генеральных конференций, первая из которых состоялась в 1792 г., создала основы Конституции в 1808 г., определила свою структуру, образовала издательство и стала страстным поборником религиозного возрождения. Одновременно с ранним периодом развития Методистской епископальной церкви появились еще две другие церкви. В самом начале их составляли главным образом люди, говорившие по-немецки. Первую основали Филип Оттербейн (1726-1813 гг.) и Мартин Богем (Martin Boehm, 1725-1812 гг.). Немецкий реформатский пастор Оттербейн и меннонит Богем проповедовали благую весть аналогично методистам. В 1800 г. их последователи организовали церковь Объединенного братства во Христе. Вторая церковь, Евангелическая ассоциация, была основана в восточной Пенсильвании лютеранским фермером и кафельщиком Якобом Олбрайтом (1759-1808 гг.), который обратился к Богу под влиянием методистского учения. Евангелическая ассоциация была официально организована в 1803 г. Эти две церкви объединились между собой в 1946 г. и с Методистской церковью в 1968 г., когда все они образовали Объединенную методистскую церковь. Ко времени смерти Эсбери в марте 1816 г. Оттербейн, Богем и Олбрайт уже умерли. Созданные ими церкви пережили все трудности первого периода и стали численно и географически расти.

Рост церкви (1817-1843 гг.)

"Второе Великое пробуждение" - это религиозное движение, которое доминировало в американском протестантизме в первой половине девятнадцатого века. Грешники переживали обращение через возрождение веры и собрания в лагерях (camp meeting). Их объединяли между собой окружные проповедники (circuit riding preachers) и светские пасторы. Этот стиль христианской веры и поведения уделяло большое внимание личному опыту, и его придерживались методисты, Объединенное братство и Евангелисты. Число членов этих церквей и проповедников быстро росло. Прихожане и проповедники были искренними приверженцами веры. Проповедники должны были не только пережить обращение и получить божественный призыв, но и демонстрировать дары и способности, необходимые для эффективного служения. Их работа была тяжелой и трудной. Финансовые средства были скудными. Но они часто напоминали друг другу, что не было работы важнее той, которой они занимались. Глубокая приверженность вере членов церквей проявлялась в их стремлении придерживаться духовной дисциплины и правил, выработанных церковью. Например, методисты строго придерживались "Общих правил", принятых на Рождественской конференции 1784 г., которые до сих пор публикуются в Книге дисциплины Объединенной методистской церкви. Они должны были избегать зла, стремиться к добру и использовать средства благодати, данные Богом. Членство в церкви рассматривалось как большая ответственность. В ней не было места тем, кого Уэсли называл "почти христиане". Структура Методистской церкви, Объединенного братства и Евангелической ассоциации позволяла поддерживать, усиливать и расширять их служение. Генеральные конференции, собиравшиеся каждые четыре года, вырабатывали общий курс церкви. Ежегодные конференции под руководством епископов обеспечивали механизм для отбора и рукоположения священников, назначали проповедников на перемещающееся служение в церкви и создавали систему взаимной поддержки между ними. Поместные церкви и классы росли там, где несколько людей собирались вместе под руководством лидера. Их регулярно посещали проповедники, каждый из которых имел округ для проповедования. Эта система эффективно работала в городах, поселках, деревнях и пограничных поселениях. Церковь могла добраться до людей везде, где бы они ни находились. Начало девятнадцатого века было отмечено также расширением движения воскресных школ в Америке. С 1835 г. воскресные школы стали появляться везде, где их можно было организовать и поддерживать. Воскресные школы стали главным местом привлечения новых членов церкви. Заинтересованность церкви в образовании проявилась в организации средних школ и колледжей. К 1845 г. методисты, евангеликалисты и Объединенное братство ввели постоянные учебные курсы для проповедников с целью обеспечения их основными знаниями о Библии, теологии и пасторском служении. Для снабжения прихожан, проповедников и воскресных школ христианской литературой церкви занимались издательской деятельностью. Издательство Методист Бук Консерн, организованное в 1789 г., стало первым методистским издательством в Америке. Евангелическая ассоциация и Объединенное братство в начале девятнадцатого века также организовали издательства. Они опубликовали сборники гимнов, Уставы, газеты, журналы, материалы для воскресных школ и другую литературу, помогавшую духовному росту прихожан. Доходы часто направлялись на поддержку пожилых и нуждающихся проповедников и их семей. Церкви постоянно расширяли миссионерскую работу. К 1841 г. каждая из них организовала соответствующие миссионерские общества для развития стратегии и финансового обеспечения работы в Соединенных Штатах и за их пределами. Миссия Джона Стюарта (John Stewart) стала началом участия индейцев в методизме, что имело важное значение. Организационный период был отмечен также серьезными проблемами, особенно в методизме. Ричард Аллен (1760-1831 гг.), бывший раб и методистский проповедник, который подвергся нападкам, вызванным его происхождением, вышел из церкви и организовал в 1816 г. Африканскую Методистскую епископальную церковь. По тем же причинам в 1821 г. была основана Африканская Методистская епископальная церковь Сиона. В 1830 г. в Методистской епископальной церкви произошел еще один раскол: около 5000 проповедников и прихожан покинули церковь из-за того, что она не обеспечивала представительство мирян и не допускала избрания пресвитеров (суперинтендентов округов) для председательства на конференции. Это новое образование стало называться Методистской протестантской церковью, которая просуществовала до 1939 г., когда она соединилась с Методистской епископальной церковью и Методистской епископальной церковью Юга, которые вместе образовали Методистскую церковь.

Проблема рабства и гражданская война (1844-1865 гг.)

Джон Уэсли был решительным противником рабства. Многие лидеры раннего методизма разделяли его ненависть к этой форме человеческого угнетения. К середине девятнадцатого столетия противоречие по поводу рабства в методизме стало углубляться. В этом случае, так же как и во многих других, методизм отражал национальные особенности, поскольку членство в церкви не было ограничено религиозными, классовыми или расовыми различиями. Противоположное отношение к рабству впоследствии привело к расколу методизма на северную и южную церковь. Методистская епископальная церковь обращала мало внимания на проблему рабства до Генеральной конференции 1844 г., на которой произошло столкновение про-рабовладельческой и анти-рабовладельческой фракций. Наиболее серьезный конфликт был связан с одним из пяти существовавших в то время епископов, Джеймсом Эндрю (James Andrew), который приобрел рабов в результате женитьбы. После острых дебатов Генеральная конференция проголосовала за приостановление епископских полномочий епископа Эндрю до тех пор, пока он не освободит своих рабов. Через несколько дней протестовавшие против этого решения составили план разделения, который позволил ежегодным конференциям тех штатов, где существовало рабство, отделиться от Методистской епископальной церкви для организации своей собственной церковной структуры. В мае 1845 г. делегаты южных штатов встретились в Луисвилле, штат Кентукки, для организации новой церкви. Их первая Генеральная конференция состоялась в том же году в Питтсбурге, штат Вирджиния. На ней была принята Книга дисциплины и сборник гимнов. Разделение между северными и южными методистами усилилось в годы, последовавшие за избранием Авраама Линкольна президентом в 1860 г., и во время гражданской войны. Каждая церковь провозглашала, что именно их территория получила божественное одобрение и горячо молилась за то, чтобы Бог содействовал победе их стороны. Методистским протестантам, Объединенным братьям и Евангелической ассоциации не удалось полностью избежать противоречий по поводу проблемы рабства. Однако им удалось избежать страстной борьбы в этом вопросе, подобной той, которая разделила Методистскую епископальную церковь.

Перестройка, процветание и новые проблемы (1866-1913 гг.)

Гражданская война особенно тяжело ударила по Методистской епископальной церкви Юга. Членство в ней упало на треть от довоенного уровня. Многие церкви лежали в развалинах или были серьезно повреждены. Многие священнослужители были убиты или ранены. Ее образовательные, издательские и миссионерские программы были прерваны. Но вскоре началось возрождение южного методизма, и за последующие пятьдесят лет членство в ней возросло до двух миллионов. Членство афро-американцев в Методистской епископальной церкви Юга значительно сократилось во время войны и после нее. В 1870 г. ее Генеральная конференция проголосовала за перевод всех оставшихся членов из числа афро-американцев в новую церковь. В результате этого решения возникла Цветная Методистская епископальная церковь (теперь называющаяся Христианская Методистская епископальная церковь). В тот же период Алейо Хернандес (Alejo Hernandez) стал первым рукоположенным испанским проповедником в методизме, хотя Бениньо Карденас (Benigno Cardenas) проповедовал методизм по-испански в Санта-Фе, штат Нью-Мексико, с 1853 г. Методистская епископальная церковь во время войны пострадала значительно меньше, чем южные методисты. В конце 1860-х гг. она находилась на высшей точке подъема своего членства и развития программ. Между 1865 и 1913 гг. членство в ней возросло на 400% и достигло 4 миллионов. Методистские протестанты, Объединенное братство и Евангелическая ассоциация переживали такой же рост. Возросла стоимость церковной собственности, и этот достаток отражал процветание церквей. Воскресные школы были сильными и активными. Издательства развивали широкие программы обеспечения своих членов литературой. Утверждались стандарты высшего образования для священнослужителей, были основаны теологические семинарии. Большое внимание уделялось миссионерской работе в стране и за ее пределами. Миссионерские программы были нацелены на христианизацию крупных городов и индейцев. Миссионеры основывали школы для бывших рабов и их детей. Успешно работали заокеанские миссии в Азии, Европе, Африке и Латинской Америке. Женщины образовывали миссионерские общества, которые давали образование, привлекали людей и средства для этой работы. Такие миссионеры, как Изабелла Тоберн (Isabella Thoburn), Сюзан Бауернфейнд (Susan Bauernfeind) и Харриетт Бриттан (Harriett Brittan), такие сотрудники, как Белл Беннетт (Bell Bennett) и Люси Мейер (Lucy Meyer) убеждали тысячи женщин - членов церквей в необходимости поддержки миссионерства. В этот период возникли важные методистские служения среди американцев азиатского происхождения, особенно среди китайских и японских иммигрантов. В 1887 г. в Калифорнии японец Каничи Мияма (Kanichi Miyama) был рукоположен в священнослужители. В этот период в церквях активно обсуждались две важные проблемы: представительство мирян и роль женщин. Прежде всего, речь шла о том, могут ли миряне иметь право голоса на Генеральной и ежегодной конференции. Методистские протестанты ввели представительство мирян с момента своего возникновения в 1830 г. Священнослужители Методистской епископальной церкви, Методистской епископальной церкви Юга, Объединенного братства и Евангелической ассоциации значительно медленнее приходили к допущению права голоса мирян в решении проблем клира. Только к 1932 г. эти церкви постепенно дали мирянам это право. Еще более дискуссионным был вопрос о правах женщин на рукоположение и на избрание на светские должности и представительство в церкви. Генеральная конференция Объединенного братства в 1889 г. одобрила рукоположение женщин, но Методистская епископальная церковь и Методистская епископальная церковь Юга не давали женщинам полных священнических полномочий до их объединения в 1939 г. Евангелическая ассоциация никогда не рукополагала женщин. Женщины-миряне не могли быть делегатами Генеральной конференции Методистской протестантской церкви до 1892 г., Объединенного братства - до 1893 г., Методистской епископальной церкви - до 1904 г., Методистской епископальной церкви Юга - до 1922 г. Период между Гражданской войной и I мировой войной был также отмечен другими теологическими достижениями и противоречиями. Движение святости, развитие либеральной теологии и "движение социального Евангелия" являлись источниками важных теологических дебатов. Методистская епископальная церковь продемонстрировала свое отношение к социальным проблемам, приняв Социальное кредо на Генеральной конференции 1908 г. Социальные проблемы стали побудительным мотивом экуменического движения и межконфессионального сотрудничества. Каждая из деноминаций, которые сегодня составляют Объединенную методистскую церковь, играла активную роль в Федеральном Совете церквей, первой большой экуменической организации американских протестантов.

Мировая война и дальнейшие изменения (1914-1939 гг.)

В годы, непосредственно предшествовавшие I мировой войне, церкви демонстрировали приверженность к мирным переговорам как к реальной альтернативе международного вооруженного конфликта. Многие члены церквей и священнослужители открыто проповедовали пацифизм. Однако когда Соединенные Штаты официально вступили в войну в 1917 г., пацифистские настроения ослабли. Церкви - предшественницы Объединенного методизма мало чем отличались от других американских деноминаций в выражении своей лояльности национальной идее. Когда война окончилась, церкви снова смогли свободно направить свою энергию на другие дела. Особенно они были озабочены "сухим законом", защита которого была быстро признана приоритетной задачей. Они опубликовали и распространили большое количество литературы на эту тему. От членов требовалось дать обет воздержания от алкогольных напитков. Объединенная методистская церковь до сих пор признает важность такого воздержания. Это был период серьезных теологических дискуссий. Сомнению подверглась либеральная протестантская теология, важная школа мысли конца девятнадцатого-начала двадцатого веков. Она оказалась под огнем критики со стороны воинствующего фундаментализма, а позднее - неоортодоксии, которые обвиняли ее в искажении самой сущности христианского послания. Поскольку среди предшественников Объединенного методизма были представители всех трех школ - либеральной, фундаменталистской и неоортодоксальной - неудивительно, что в церквях шли острые теологические дебаты. Несмотря на внутренние теологические различия в церквях, они продолжали сотрудничать с другими деноминациями и стремились преодолеть ранее имевшие в них место разделения. Например, разделение, произошедшее в Евангелической ассоциации в 1894 г, было преодолено в 1922 г, когда две фракции объединились в Евангелическую церковь. Более существенный союз, по крайней мере, в количественном смысле, возник между тремя методистскими образованиями - Методистской епископальной церковью, Методистской протестантской церковью и Методистской епископальной церковью Юга. Представители этих трех церквей начали встречаться в 1916 г. для выработки плана объединения. К 1930-х гг. они разработали предложение по разделению объединенной церкви на шесть административных единиц, называемых юрисдикциями. Пять из них были географическими, шестая, Центральная юрисдикция, была сформирована по расовому признаку. Она включала в себя афро-американские церкви и ежегодные конференции независимо от их географического нахождения в Соединенных Штатах. Афро-американские методисты и некоторые другие были встревожены этим проектом и выступили против разделения юрисдикций по расовому признаку. Большинство методистских протестантов приветствовали объединение, хотя оно подразумевало принятие епископского правления, которого не было в их церкви с 1830-х гг. Следуя решениям, принятым большинством голосов на Генеральных и ежегодных конференциях трех церквей, церкви в апреле 1939 г. объединились в Методистскую церковь. В момент ее образования новая церковь насчитывала 7.7 миллионов членов.

Движение к объединению (1940-1967 гг.)

Хотя методисты, евангеликалисты и Объединенное братство публично выражали осуждение войны и выступали за мирное сосуществование между народами, их позиции были в значительной степени утеряны, когда Америка вступила во II мировую войну. Тем не менее, во время войны многие члены церквей продолжали выражать свое презрение к жестокости и сознательный протест против войны. Когда война окончилась, церкви стали активно защищать мир и порядок. Многие миряне, пасторы, епископы и церковные организации поддерживали установление мировой организации, которая должна была служить местом решения международных социальных, экономических и политических проблем. В апреле 1945 г. их усилия завершились созданием Организации Объединенных наций. В течение 1940-1967 гг. по крайней мере три важных проблемы привлекали внимание тех церквей, которые сегодня составляют Объединенную методистскую церковь. 16 ноября 1946 г. в Джонстоуне, штат Пенсильвания, произошло объединение Евангелической церкви и церкви Объединенного братства, которые после двадцати лет переговоров образовали Евангелическую церковь Объединенного братства. К моменту объединения новая церковь включала 700 000 членов. Методистская церковь также была заинтересована в более тесных связях с другими методистскими и уэслианскими образованиями. В 1951 г. она участвовала в создании Всемирного методистского совета, продолжателя Экуменических методистских конференций, которые начались в 1881 г. В качестве выражения своей приверженности принципам экуменизма методисты и Евангелическое объединенное братство стали активными членами Всемирного совета церквей, основанного в 1948 г., и Национального совета церквей, основанного в 1950 г. Эти советы обеспечивали своих членов возможностью участвовать в совместных миссиях и служениях. Также две церкви вместе с семью другими протестантскими деноминациями участвовали в создании Консультации по поводу единства церквей в 1960 г. Во-вторых, церкви столкнулись с растущими трудностями в решении проблемы расизма как в стране, так и в церкви. Многие методисты были особенно недовольны тем, что расовая сегрегация присутствовала в церковных структурах. Центральная юрисдикция постоянно напоминала о расовой дискриминации. На Генеральных конференциях 1956-1966 гг. выдвигались предложения ликвидировать Центральную юрисдикцию. Наконец, этот вопрос был согласован в связи с планировавшимся в 1968 г. объединением с Евангелическим Объединенным братством, хотя некоторые афро-американские ежегодные конференции продолжали существовать еще некоторое время. В-третьих, в церквях обсуждалась проблема священнослужения женщин. Особенно остро этот вопрос встал во время создания Евангелической церкви объединенного братства. Евангелическая церковь никогда не рукополагала женщин. Объединенное братство рукополагало женщин с 1889 г. В целях достижения союза этих двух церквей Объединенное братство приняло евангеликалистскую точку зрения, в результате чего женщины потеряли право на рукоположение. Методисты обсуждали этот вопрос в течение нескольких лет с момента объединения в 1939 г. Полные права священнослужителя были предоставлены женщинам в 1956 г., но лишь через десять лет число женщин в семинариях и на кафедрах стало значительно расти. Когда в 1968 г. методисты и Евангелическое объединенное братство объединились, права женщин на полный священнический статус были включены в план объединения. В конце этого периода переговоры между Методистской церковью и Евангелической церковью объединенного братства дошли до стадии обсуждения предполагаемого слияния в Объединенную методистскую церковь.

Развитие и изменения после 1968 г.

К моменту своего создания в 1968 г. Объединенная методистская церковь насчитывала 11 миллионов членов и являлась одной из самых крупных протестантских церквей в мире. С самого начала Объединенная методистская церковь переживала многочисленные изменения в своей жизни и структуре. Она стала все больше и больше осознавать себя в качестве мировой церкви, имеющей членов и конференции в Африке, Азии, Европе и Соединенных Штатах. И если членство в церквях Европы и Соединенных Штатов с 1968 г. уменьшилось, то в Африке и Азии оно, наоборот, значительно выросло. Постоянно растет число женщин, рукоположенных на служение, назначенных окружными суперинтендентами, избранных на руководящие должности, посвященных в епископы. В 1980 г. Марджори Метьюз (Marjorie Matthews) стала первой женщиной, избранной епископом. Церковь стремится стать таким сообществом, в котором все люди, независимо от их расового и этнического происхождения, могут на любом уровне участвовать во взаимосвязанной жизни и служении. Объединенная методистская церковь решает многие серьезные проблемы. Она создала и одобрила теологические и миссионерские принципы. Она обсудила и провела в жизнь решения по таким важным социальным проблемам, как ядерное разоружение и мир во всем мире, как отношение к сексуальным меньшинствам, окружающей среде, абортам, СПИДу, евангелизации и миссии церкви в мире. Церковь озабочена смыслом и жизненностью богослужения. В 1989 г. был опубликован сборник гимнов, в который были включены новый Псалтырь и измененные литургии крещения, причастия, венчания и похорон. Генеральная конференция 1992 г. одобрила новую Книгу богослужения. В 1996 г. был опубликован сборник гимнов на испанском языке (Mil Voces Para Celebrar). Объединенная методистская церковь представляет собой единство трех направлений традиции: методизма, церкви Объединенного братства во Христе и Евангелической ассоциации. Вместе с другими церквями - членами тела Христова она со смирением и благодарностью превозносит хвалу Господу через Иисуса Христа и Святого Духа, моля творить и поддерживать благодать. Она стремится к благодати в своем служении миру.

Методизм в Северной Европе

Начало методистской работы в Скандинавии было положено британскими методистами в Стокгольме. В 1830-42 гг. шотландский методистский пастор Джордж Скотт (George Scott) осуществлял там обширную деятельность, которая имела большое значение для развития "свободных церквей" в Швеции. Эта деятельность была прервана из-за сильного противостояния ей, принявшего драматические формы. В североевропейских странах происходили глубокие изменения, нарастали социальные проблемы. Возросшее население не могло больше содержать себя, занимаясь сельским хозяйством или поступая на новые заводы и фабрики в быстрорастущих городах. Условия жизни и здоровья были низкими, а социальные нужды большими. Быстрые изменения в обществе вызывали стремление к лучшим жизненным условиям, которые можно было найти в Америке. Точно так же многие люди стали стремиться к помощи в поисках духовных ценностей. Появление церкви в Северной Европе было связано с иммиграцией в Новый Свет, особенно среди моряков, которые плавали в Америку. В 1830-х гг. и в последующие десятилетия все протестантские деноминации в Северной Америке находились под влиянием "Второго Великого пробуждения". В это же время сильно возросла иммиграция из стран Северной Европы в Америку. В 1830 и 40-е гг. в Соединенных штатах возникли первые методистские общины и конференции скандинавов, в которых на богослужениях, в газетах, книгах и управлении использовались скандинавские языки. "Корабль "Вефиль" Джона Уэсли" (Bethel Ship John Wesley) По инициативе шведского моряка в 1832 г. в Нью-Йорке возникла церковь для моряков, которая должна была обслуживать моряков гавани и нести благую весть другим иммигрантам. "Плавучая церковь" - "Корабль "Вефиль" Джона Уэсли" стала важным средством распространения методизма среди скандинавов. Швед Олаф Хедстром (Olaf Hedstrom) возглавлял миссию в Нью-Йоркской гавани в течение 30 лет, начиная с 1845 г. Многие моряки и иммигранты, которые пережили обращение, приносили методистское возрождение в другие части Соединенных Штатов, а также в свои родные североевропейские страны. Норвегия В Норвегии история методизма началась в 1849 г. с проповеди моряка Оле Петерсена (Ole Petersen). В 1851 г. он создал норвежско-датскую методистскую церковь Америки. В 1856 г. американец датского происхождения Христиан Виллерап (Christian Willerup) был послан в Скандинавию в качестве суперинтендента, чтобы руководить церковью, которая возникла сама по себе. Первая методистская церковь была открыта в том же году, и тем самым появление методизма в Норвегии стало реальностью. В 1876 г. церковь Норвегии получила статус независимой ежегодной конференции. В ней было 29 пасторов, 19 общин и 2798 членов, а также собственный суперинтендент Мартин Хансен (Martin Hansen). Дания Христиан Виллерап, посетивший Копенгаген по семейным обстоятельствам, начал проводить встречи. В 1856 г., когда его послали в Скандинавию, работа закипела, и в 1859 г. появилась первая община. В 1865 г. церковь получила официальное признание со стороны государства в соответствии с Королевской конституцией. В 1911 г. методистов в Дании стало достаточно для того, чтобы получить статус независимой ежегодной конференции. В это время в ней было 53 пастора, 27 общин, 127 мест проповедования и 3634 члена. Швеция Различные методистские проповедники действовали в Швеции с 1850 г. Это привело к появлению Шведской методистской церкви в 1868 г. Работа быстро росла, и в 1876 г. церковь стала независимой ежегодной конференцией, в которой было 55 пасторов, 97 общин, 249 мест проповедования и 4123 члена. В том же году церковь получила официальное признание государства в качестве независимой церкви. В Швеции был свой суперинтендент Виктор Виттинг (Victor Witting). Финляндия и Россия На финской стороне Балтийского моря методистская проповедь началась в 1859 г. и продолжалась в последующие годы. Густав Лервик (Gustaf Lervik), рулевой шлюпки, который обратился на борту "Корабля "Вефиль" Джона Уэсли", после возвращения на свою родину начал там проповедовать. Позднее к нему присоединились братья Барлунд (Barlund). В 1880-х под влиянием Швеции в Финляндии стал развиваться методизм, и в 1881 г. появилась первая община. Финские методисты вошли в состав Шведской ежегодной конференции и получили статус округа под руководством суперинтендента В.Карлсена (B.Carlsen). В 1887 г. появилась первая финско-язычная община, и через два года Карлсен основал миссию в России, в Санкт-Петербурге, что вскоре привело к развитию общины. Царь, который в то время управлял как Россией, так и Финляндией, в 1892 г. дал методистской церкви в обеих странах официальное признание. В связи с этим в том же году Шведская ежегодная конференция организовала "Миссию в Финляндии и в России". В 1907 г. американец немецкого происхождения (из Шлезвига) доктор Джордж Саймонс (George Simons) был назначен суперинтендентом в Санкт-Петербург. Связи со Швецией ослабли, и под его руководством деятельность стала быстро развиваться в России и в Эстонии. Большевистская революция 1917 г. уничтожила все возможности для роста церкви, хотя, несмотря на трудности, работа продолжалась до 1920-х гг. В 1911 г. Методистская церковь Финляндии впервые собралась в качестве независимой ежегодной конференции. В ней было 1568 членов. Вслед за обретением Финляндией независимости в 1923 г. возникли шведско-язычная и финско-язычная церкви. Финско-язычные методисты сильно пострадали в годы II мировой войны, поскольку 60% членов находились на территориях, оккупированных Советским Союзом. Прибалтика Начало методизма в прибалтийских странах относится к 1900-м гг. С севера методизм двигался из Санкт-Петербурга в Сааремаа и в Эстонию. С юга влияние шло от немецких методистов из Методистской церкви, Евангелической ассоциации и Объединенного братства. Ко времени II мировой войны Евангелическая ассоциация и Церковь братства в Литве и Латвии были связаны с Германией через Кенигсбергский округ, тогда как Методистская церковь была связана главным образом со скандинавскими странами. В Эстонии методистская проповедь началась достаточно рано (в 1907 г.), так что в 1908 г. возникла первая община. Василий Тахт (Vassili Taht) и Карл Куум (Karl Kuum), которые были посланы методистами в Санкт-Петербург, положили начало методистской общине в Курессааре, Сааремаа. Северо-западная немецкая конференция назначила первого методистского служителя в литовский город Каунас в 1905 г. В 1900 г. в Каунасе уже проповедовал пастор Хейнрик Рамке (Heinrich Ramke) из Кенигсберга, который с течением времени узнал о другой группе в Каунасе, связанной с Методистским издательством Бремена. В 1911 г. в Каунасе было построено первое здание церкви, которое было первым зданием во всей Прибалтике. В 1908 г. Евангелическая ассоциация Кенигсбергского округа начала евангелизационную деятельность в столице Латвии Риге, где в 1912 г. возникла первая община. Затем возникли общины в Кулдиге и Лиепае. Немецкие методисты начали работу в Риге с назначения в 1910 г. Георга Дурдиса (George Durdis). Это привело к появлению первой методистской общины в Риге в 1912 г. В 1911 г. методисты начали контактировать с миссионером Моравского братства Альфредом Фрейбергом (Alfred Freiberg), который основал общину в Лиепае, со временем ставшую методистской церковью. После I мировой войны и получения тремя прибалтийскими странами независимости работа стала быстро развиваться при поддержке американских методистов, и Рига стала центром методизма в Прибалтике. Там появилась теологическая семинария и резиденция суперинтендента доктора Д.Саймонса. В 1924 г. в Прибалтике было 47 методистских пасторов: 24 в Эстонии, 15 в Латвии и 8 в Литве. Прибалтийская ежегодная конференция была организована в 1929 г., и каждая страна получила статус округа. К 1939 в результате успешного развития церкви в ней было около 3000 членов. В том же году были зарегистрированы 13 методистских пасторов, которые служили в 15 общинах Эстонии; 17 пасторов в 19 общинах в Латвии; 7 пасторов в 7 общинах Литвы. В это же время Евангелическая ассоциация имела 3 пастора и 3 общины в Латвии, 7 пасторов и 7 общин в Литве, и число членов этой церкви достигало 1000 человек. Включение прибалтийских стран в состав Советского Союза после II мировой войны было катастрофой для методистской церкви. Систематические преследования пасторов и прихожан, конфискация зданий нарушили ее работу. Церковь сохранилась только в Эстонии благодаря известным национальным деятелям, таким как Мартин Прикаск (Martin Prikask) и Александр Куум (Alexander Kuum), Деятельность церкви продолжалась до обретения страной независимости в 1991 г. В Латвии сохранилась небольшая группа методистов, и в 1991 г. начались контакты с ними, в результате чего в 1992 г. произошло восстановление Методистской церкви Латвии, в состав которой вошли три общины. В 1995 была восстановлена Методистская церковь Литвы, сначала в Каунасе, а через год в Шауляе. Официально методизм в Литве был восстановлен в 1996 г. Церковь в трех прибалтийских странах постоянно растет. Возникли новые общины, и в их работу, кроме людей, говорящих на местных языках, было вовлечено русскоязычное население. Русскоязычная миссия существовала в Таллинне с 1950-х гг., и в 1980-е гг. это направление также развивалось в различных местах. Церковь Эстонии является независимой ежегодной конференцией. В Латвии и Литве методизм имеет статус округов в составе Эстонской ежегодной конференции, хотя в этих странах церковь зарегистрирована в качестве деноминации и на практике функционирует как ежегодная конференция.

Североевропейская епископальная территория

Первая мировая война ослабила связи между Европой и Америкой, что привело к необходимости независимости европейского методизма от материнской церкви в Америке. В 1920 г. Генеральная конференция приняла решение о разделении Европы на несколько епископств. Было установлено североевропейское епископство, к которому относились методистские церкви в скандинавских странах, и первым епископом был избран датчанин Антон Баст (Anton Bast). Поскольку методизм в этих странах развивался в исторической взаимосвязи, новая структура означала, что церкви должны были развивать и поддерживать свою независимость вместе. В 1924 г. североевропейское епископство было преобразовано в Центральную конференцию, к которой присоединилась Балтийско-славянская ежегодная конференция. В 1924 г. теологическое образование для скандинаво-язычных кандидатов (которое они до тех пор получали в своих ежегодных конференциях) стала обеспечивать Скандинавская теологическая семинария Оверас в г.Гётенборге. Это сотрудничество продолжалось до 1971 г., когда для норвежских кандидатов была открыта теологическая семинария в Бергене. Пасторское образование в Прибалтике было вновь организовано в 1994 г, когда была открыта Балтийская методистская теологическая семинария в Таллинне. Европа Депрессия 1930-х гг. привела к дальнейшему ослаблению связей с американской церковью. Североевропейский методизм относился к Методистской епископальной церкви при содействии Генерального совета миссий, но Объединительная конференция 1939 г. дала североевропейскому методизму дополнительную связь с материнской церковью. До этого времени североевропейские церкви были подразделением Методистской епископальной церкви, аналогично другим центрально-европейским странам. После I мировой войны Методистская епископальная церковь Юга образовала миссионерские организации в странах с преобладанием римско-католической церкви, таких как Бельгия и некоторые славянские государства. Кроме двух американских церквей, деятельность в Европе (во Франции, Италии, Испании, Португалии и немецко-язычных странах) осуществляли британские или уэслианские методисты. Уэслианские методисты были частью Британской ежегодной конференции. Кроме того, методистских традиций придерживалось несколько небольших церквей, которые относились к Объединенному братству во Христе и Евангелической ассоциации. Ряд союзов между церквями привел к объединению в единую структуру всех методистских церквей на европейском континенте, которые органично вошли в Объединенную методистскую церковь. Объединенная методистская церковь, являющаяся членом Всемирного методистского совета, есть составная часть семьи методистских и уэслианских церквей, активного сотрудничающих между собой. К концу II мировой войны на европейском континенте было две Центральных конференции: Немецкая и Североевропейская. Кроме того, было десять ежегодных и две миссионерские конференции, объединенные в так называемый Женевский круг в составе Юго-восточной юрисдикции США. После II мировой войны имели место попытки создания одной Европейской Центральной конференции, которые не имели успеха. В 1954 г. из состава Североевропейской Центральной конференции выделилась Центральная конференция центральной и южной Европы. В 1966 г. после дискуссий на Всемирной методистской конференции в Осло был образован Европейский совет Центральных конференций Методистской церкви. В 1980 г. он стал называться Европейским советом Объединенной методистской церкви. В 1993 г. совместные заседания с Британской и Ирландской методистскими церквями привели к формированию нового Европейского методистского совета, где впервые объединились все методистские традиции Европы. Ассоциированными членами Европейского методистского совета являются: 1.Консультативная конференция европейских методистских церквей, созданная в 1957 г. 2.Европейский методистский молодежный совет. 3.Всемирная федерация женщин методистских и объединенных церквей Европы, Всемирная федерация женщин методистских и объединенных церквей Британии и Ирландии. После II мировой войны Североевропейской Центральной конференцией руководили следующие епископы: Теодор Арвидсен (Theodor Arvidsen) из Швеции, избранный в 1946 г.; Одд Хаген (Odd Hagen) из Норвегии, избранный в 1953 г.; Оле Борген (Ole Borgen) из Норвегии, избранный в 1971 г.; Ханс Вяксби (Hans Vaxby) из шведской конференции Финляндии, избранный в 1989 г.

Россия

После распада Советского Союза Генеральный совет всемирного служения инициировал широкую программу, которая привела к формированию общин в нескольких регионах России и Украины. Первые общины были образованы в 1990 г. в Екатеринбурге и Москве. Через 100 лет после возникновения методистской церкви в России, которая появилась в Санкт-Петербурге в 1892 г., в 1992 г. методистская церковная организация была официально восстановлена в этой части мира в качестве миссии Объединенной методистской церкви в СНГ. Рюдигер Минор из бывшей ГДР был к тому времени назначен епископом-координатором. В 1992 г. Генеральная конференция приняла решение о создании независимого епископства в Евразии. Генеральная конференция поручила Североевропейской Центральной конференции, которая патронировала над методистской организацией в советский период, избрать епископа для осуществления деятельности на новой территории. В присутствии делегатов из российских Объединенных методистских церквей Центральная конференция 1993 г. избрала Рюдигера Минора епископом Евразии с резиденцией в Москве. В 1996 г. методизм в Евразии был организован в качестве предварительной ежегодной конференции под названием "Российская Объединенная методистская церковь". Это решение было подтверждено на Центральной конференции в Пярну в 1997 г. В 1997 г. в Москве было организовано пасторское обучение. К 2000 г. в Российской конференции насчитывалось 87 общин.

Одна Центральная конференция - две епископских территории

Объединенная методистская церковь Северных стран, Прибалтики и Евразии организована как одна Центральная конференция под названием Североевропейская Центральная конференция. Методистская церковь в Центральной конференции включает в себя две епископских территории: 1) Объединенную методистскую церковь Северных стран и Прибалтики;. 2) Объединенную методистскую церковь Евразии.

Перевод на эстонский, латвийский, литовский, русский язык © 2000 Объединенная методистская церковь Северной Европы


СОДЕРЖАНИЕ





 


Hosted by uCoz